Герман Гессе (Hermann Hesse)
“В один прекрасный день я открыл для себя совсем новую радость. Уже в сорокалетнем возрасте я начал рисовать. Не то чтобы я вдруг счел себя художником или захотел таковым стать. Но рисовать — это чудо, это доставляет много радости и делает тебя более терпимым. И пальцы у тебя потом не черные, как после писания, а красные и синие.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Поверьте, меня давно уже не было бы в живых, если бы в самое сложное время моей жизни первые опыты в рисовании не поддержали бы меня и не спасли.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Для меня два самых прекрасных занятия, которыми может заниматься человек, — это музицирование и рисование, и в том, и в другом я был дилетантом, но и то, и другое мне очень помогло в сложном деле — выстоять в жизни.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Я рисую сепией небольшое озеро, горы и облако в небе, на переднем плане на склоне холма игрушечную деревушку, прибавляю небу чуточку кобальтового цвета, озеру — мерцания берлинской лазури, деревне — золотой или неаполитанской желтой краски, все совершенно тонко, и я радуюсь тому, как нежно впитывающая бумага приглушает и сближает краски. Я делаю небо немного бледнее, стирая краску влажным пальцем, и как нельзя лучше развлекаюсь моей наивной маленькой палитрой…” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“В моих сочинениях многим часто не хватает принятого почитания реальности, и когда я рисую, деревья обретают лица, а дома смеются или танцуют или плачут, но узнать, какое это дерево — груша или каштан — чаще всего нельзя. С этим упреком я вынужден смириться. По правде говоря, и моя собственная жизнь мне не раз представлялась не чем иным, как сказкой, часто я вижу и ощущаю, что мир внешний находится с моим внутренним миром в таком взаимодействии, в таком созвучии, которое я точнее всего мог бы определить как магическое.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Что такое зелено-голубое? Что такое жемчужно-голубое? Как можно выразить едва заметное преобладание желтого, кобальтового, синего, фиолетового? А ведь в этом преобладании заключена вся сладостная тайна настроения…” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“От тоски, становившейся порой невыносимой, я нашел для себя выход, начав рисовать, чего никогда в жизни не делал, и даже попробовал писать картины. Имеет ли это какую объективную ценность, мне все равно, для меня это новое погружение в утешение искусством, которого не смогло мне практически дать сочинительство. Это как увлечение без страсти желаний, как любовь без претензий.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Мои маленькие акварели – это своего рода поэтический вымысел или сны, они передают только отдаленное воспоминание о “действительности” и изменяют ее соответственно личным чувствам и настроениям, так что я всего лишь дилетант и никогда не забываю об этом.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“За годы, как я начал заниматься живописью, во мне постепенно возникло ощущение некой дистанции в отношении литературы, что было для меня раньше как бы закрыто. А имеет ли по сравнению с ней хоть какую-то ценность написанная мною картина, этому я не придаю почти никакого значения. В живописи темп, ровно наоборот в сравнении с индустрией, не играет особой роли, речь не идет о потерянном времени, если в конце достигнут результат, оптимальный по выразительности и совершенству формы. Без живописи я бы многого не достиг и как поэт.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Равное (как при писании) напряжение и концентрация мне, по собственному опыту, известны только еще при занятии живописью. Сходство тут полное. Тщательно и точно согласовывать каждый цвет с соседним легко и просто, этому можно научиться и затем сколько душе угодно практиковать. Но, помимо того, постоянно видеть перед собой и принимать в расчет все части картины, даже вовсе еще не написанные и невидимые, ощущать все хитросплетение перекрещивающихся тонов и полутонов – вот что невероятно трудно и редко удается.” Герман Гессе (Hermann Hesse) ( Из романа “Курортник”)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“У меня в руках мой складной стульчик, это мой чудодейственный реквизит, вроде мантии чародея, и с его помощью я уже тысячу раз занимался этой самой магией и выигрывал бой с тупой действительностью. А за спиной у меня рюкзак, в нем маленькая доска и палитра с акварельными красками, бутылочка с водой и несколько листов прекрасной итальянской бумаги…” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Обычно я не самый страстный собственник, легко расстаюсь с вещами, отдаю их с легкостью. Но сейчас мною обуяло ревностное усердие надежно сохранить то, что по праву – мое, я и сам порой смеюсь над этим. В саду на террасе, возле башенки с флюгером, я часами неподвижно сижу изо дня в день, внезапно став невероятно прилежным, и пытаюсь задержать, чтобы сохранить с помощью карандаша и пера, кисти и красок то одно, то другое из цветущего и исчезающего на глазах великолепия. Я мучительно рисую утренние тени на ступеньках в саду и извивы толстых плетей глициний, пытаюсь запечатлеть далекие и прозрачные, словно стеклянные, краски вечерних гор, неуловимые, как дыхание, и в то же время сверкающие, как драгоценные камни. Усталым возвращаюсь я потом домой, очень усталым, а когда вечером кладу свои листы в папку, меня печалит то, как мало я смог запечатлеть и сохранить от всего увиденного.” Герман Гессе (Hermann Hesse) Из размышления “Между летом и осенью”
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Любой из нас, художников, даже если он во многом сомневается в себе и рассматривает свой талант и умение исключительно как самую малость, имеет перед собой цель и задачу и делает, если остается верен себе, на своем месте что-то такое, что может сделать только он. Когда ты рисуешь вместе со мной в Тессине, и мы оба пишем один и тот же мотив, каждый из нас отображает не столько кусочек ландшафта, сколько в гораздо большей степени свою любовь к природе, и каждый из нас передает этот мотив несколько иначе, несколько по-своему… И как много художников, которых считали второсортными, а может, даже варварами в искусстве, предстали позднее благородными новаторами, чьи творения частенько приносили их потомкам душевное умиротворение и были искренне любимы ими, порою больше, чем самые великие картины мастеров-классиков.” Герман Гессе (Hermann Hesse) (Из письма к Бруно Гессе)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“В ответ на Ваше приветственное письмо посылаю Вам маленькую зарисовку, которую сделал в эти дни – рисование и живопись стали теперь для меня формой отдыха. Эта картинка должна Вам засвидетельствовать, что девственность природы и игра красок могут даже посреди трудной и проблематичной жизни в любой час вновь сотворить внутри нас веру и свободу.” Герман Гессе (Hermann Hesse) Из письма к студентке
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Творить пером и кистью – это для меня как хорошее вино, опьянение им настолько согревает и украшает жизнь, что делает ее сносной.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Основная тема – простые пейзажные мотивы, дальше этого я скорее всего не продвинусь. Насколько прекрасно все остальное – воздух, животные, движения и самое прекрасное из всего – люди, я, конечно, понимаю, частенько это захватывает меня и даже ошеломляет, но писать это я не могу.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Я начал заниматься живописью и впервые за сорок лет взял в руки уголь и краски. Я ни с кем не конкурировал, ведь я рисовал свои мечты.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Это великое счастье — иметь возможность играть красками и петь хвалу природе.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“Рисовать — это чудо. Я думал раньше, что у меня открыты глаза и что я на Земле наблюдательный странник. Но это приходит ко мне только сейчас… и это освобождает от проклятого волюнтаризма.” Герман Гессе (Hermann Hesse)
Герман Гессе (Hermann Hesse)
“А в самом ли деле нужно то, что я делаю? Может, эти картины и рисовать-то не надо? Разве мне или кому другому будет хуже, если я вместо этого просто пойду погулять или выпью вина? Значит ли живопись для меня самого что-нибудь иное, чем немного самообмана, немного забытья, немного развлечения?” Герман Гессе (Hermann Hesse) Из рассказа “Художник”
Мой любимый писатель Герман Гессе в середине жизни забросил навсегда литературу, увлекшись живописью и рисованием. Писать картины он продолжал до конца своих дней, находя в этом занятии неизменную радость и отдохновение.
Его пейзажи мне давно нравятся, они умиротворяют чистотой красок, их яркостью, свежестью, прозрачностью. В основном это солнечные маленькие акварели, его любимые места, красивые виды на озера или горы, церквушки и домики. Встречаются среди них и полностью абстрактные, сказочные работы. Иногда натюрморты или интерьерные зарисовки. Любимая техника — акварель и перо.
Мне дорого видеть, как он лепит форму кубиками цвета, как строит композицию из тонких линий, стараясь передать общий дух, атмосферу места, свое настроение от увиденного и пережитого. Которое может проявится в каких-то интересных деталях, в виде узоров листьев или живой изгороди, убегающей тропинки или заброшенного домика в лесу, силуэта причудливых, сказочных гор или разноцветных крыш. Ромен Роллан как-то написал Гессе: «Я в восторге от Вашего альбома акварелей. Они сочны, как фрукты, и утонченно грациозны, как цветы. Сердце радуется, когда смотришь на Ваши картины». Как с ним не согласится!
Гессе больше всего нравилось рисовать на природе, он любил уединение и покой. К его теплым, мечтательным акварелям я подобрала его прочувствованные мысли о художнике, живописи, искусстве. Мне они близки. В них просвечивает его нежная любовь к этому чуду — рисованию. Которое стало для него спасением и утешением в сложный период жизни. Поэтично, трепетно и тонко он описывает свой восторг от живописания, слияния с природой.
Писатель всегда считал себя любителем и дилетантом, но ему это не только не мешало, а, наоборот, помогало быть свободным, творить по-настоящему, независимо от оценок зрителей, коллег и критиков. Он поставил себя в стороне от конкуренции и художественного мира, а также от собственных амбиций, претензий на величие и славу. Конечно, он не стал новатором, не изобрел новых приемов и стилей, но это мне неважно. Он рисовал искренно, с любовью и поделился с нами своим радостным, сказочным мироощущением. Герман Гессе — для меня пример художника, нашедшего смысл в чистом, невинном творчестве для души.